Законы организации перцептивного образа

Законы организации перцептивного образа

Оглавление:

Законы перцептивной организации. Законы организации перцептивного образа Гештальта законы организации


Меню

Вход / / Как феноменальный мир организован в восприятии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джеме, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы.

Вот это карандаш (желтый), лежащий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это — лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у молодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку. Какова же природа этого перцептивного порядка?

Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях?

И «почему» в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской теорий перцептивная организация имеет свои специфические особенности? Рис.1-а. Расположение фигур, которое позволяет наблюдать меняющуюся организацию (по Шуманну, 1900) Посмотрите пристально в течение некоторого времени на фигуру из маленьких черных квадратов, изображенную на рис.

1а: вы заметите постоянные изменения в ее организации — то горизонтальные, то вертикальные линии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест.

Законы перцептивной организации. Виды и свойства восприятия. Законы организации восприятия Исследованием закономерностей перцептивной организации занимался

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма.

Идея гештальтов связана с именами Э.

Маха ифон Эренфельса (1890 ).

Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими ее представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения ее задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального («фи ») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта.
Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства.

Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания.

Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости.

hram-bal.ru

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ).

Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими ее представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК.

Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения ее задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г.

феноменального («фи ») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства.

Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое.

Важным достижением гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа.

Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости.

Законы организации перцептивного образа

> > И как раз к этим последним формам организации он адресует свои нейрофизиологические гипотезы (образование клеточных ансамблей и пр.). Литература 1. Ehrenstein W. Untersuchungen tiber Figur-Grund und Fragen.

«Z. Psychol.», 1930, 117, 339—412.

2. Gottschaldt K. Uber den Einfluss der Erfahrung auf die Wahrnehmung von Figuren. «Psychol. Forsch.», 1926, 8, 261—317. 3. Hebb D. O. The organization of behavior.

A neuropsychological theory. N. Y.: Wiley, 1949. 4. Miles W. R.

Movement interpretations of the silhouette of a revolving. «Amer. J. Psiyichol.», 1931, 43, 392—405. 5. Richardson H. M. The growth of adaptive behavior in infants: an experimental study at seven age levels. «Genet. Psychol. Monogr.», 1932, 12, 195—359. 6. Riesen A, H. The development of visual perception in man and chimpanzee.

Science, 1947, 106, 107—108. 7. Rubin E. Synsoplevede Figurer.

Kobenhavn, 1915. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. В качестве фигуры обычно выделяется то, что имеет для воспринимающего человека какой-то смысл, что связано с его прошлым опытом, предположениями и ожиданиями, с его намерениями и желаниями.

Данная закономерность действует и при перцепции человека, который в процессе общения воспринимается на социальном фоне других людей (формируемый образ зависит от того, на фоне каких людей находится данный человек, как они себя ведут и каков их облик).

vsegdaseason.ru

Ч. Осгуд ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ1 Как феноменальный мир организован в восприя­тии?

Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джемс, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежа­щий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это — лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений.

Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у мо­лодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку.

Какова же природа этого перцептивного порядка?

Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях?

И «почему» в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской тео­рий перцептивная организация имеет свои специфические особенности?

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ Посмотрите пристально в течение некоторого вре­мени на фигуру из маленьких черных квадратов, изобра­женную на рис. 1, А: вы заметите постоянные изменения в ее организации — то горизонтальные, то вертикальные ли­нии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой раз­личные периферические (стимульные) и различные цент­ральные (установка, значение и т.

д.) факторы соревнуются С.

Законы организации перцептивного образа

Каковы феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон? Рубин (1915, 1921), используя перевертывающиеся изображения фигуры и фона, подобные тем, которые приведены на рис. 6 и 7, выделил следующие различия.

1. Части фигуры имеют характер объекта или «вещи», фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата.

2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон; хотя этот пространственный эффект не первый по значению, он вполне отчетлив, так что фигура кажется лежащей поверх фона.

В самом деле, когда обратимые фигуры перевертываются, нередко возникает впечатление движения назад и вперед в третьем измерении.

3. В соответствии с этим пространственным эффектом фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру, приводя к тому, что Коффка называл «двойственной репрезентацией».

Внимание Но мы можем также изменить перцептивные вероятности, меняя значения, отношения, смысл для наблюдателя. Шафер и Марфи (1943), например, показали, что поощрение и наказание могут надежно определить, какая из двух обращающихся фигур будет восприниматься. Неоднозначность не ограничивается только альтернативой между двумя конкурирующими организациями.
Могут быть созданы такие зрительные ситуации, которые будут вызывать большое число различных перцептивных организаций примерно с одинаковой вероятностью.

Майлс (1931) предложил установку, названную им кинефантоскопом: отчетливая тень вращающейся горизонтальной металлической полосы проецируется на экран, и зрительная последовательность, изображенная на рис.

Законы перцептивной организации.

Законы организации восприятия и его свойства

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ).

Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг.

Ведущими ее представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК.

Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения ее задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального («фи ») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта.

Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания.

Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа.

Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости.

Законы организации восприятия.

Перцептивная организация предметов. Законы перцептивной организации Законы перцептивной организации

1.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. Фигурой может восприниматься или ваза, или два профиля.

И, соответственно, фоном черный или белый цвет изображения. Другими словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

2.Закон близости: те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

3.Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция видеть данную форму так, что сходные элементы объединяются в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. 4. Закон замкнутости. Под замкнутостью понимается то, что, при прочих равных условиях, элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры дополняться.

5. Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М.

Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Законы перцептивной организации.

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии. Феноменальные законы организации

Перцептивная организация – объединение отдельных элементов стимульного поля в законченные конфигурации. Механизм выделения фигуры из фона, восприятия формы предметов.

Важнейший фактор интерпретации ощущений. Законы или принципы ПО.

  • Закон вхождения без остатка: конфигурации образуются с включением в них всех имеющихся элементов.
  • Закон сходства: сходные элементы объединяются.
  • Закон близости: близко расположенные элементы объединяются.
  • Закон замкнутости: как целое воспринимаются элементы, имеющие тенденцию к замыканию.
  • Закон хорошей линии:
  • Закон общей судьбы: движущиеся в одном направлении предметы воспринимаются как целое.

Вопрос 21: Восприятие формы.

Фигура и фон. Двойственные изображения . Ответ: То, что определяет какой-либо предмет как целое, выделяя его из окружающих предметов, это — форма.

Воспринять и опознать предмет – это прежде всего воспринять и опознать его форму. Фазы становления субъективного образа формы по мере сокращения дистанции наблюдения: Нерасчлененное, бесформенное пятно. Это восприятие предмета на предельно далекой дистанции.

В образе фиксируются лишь грубые пропорции предмета и его локализация в пространстве.

«Мерцающая форма». Неустойчивое отражение общих особенностей формы.

Происходит при сокращении дистанции. Видится то многоугольная форма, то овальная, например.

Грубое различение основных деталей объекта, в частности, резких перепадов контура.

При дальнейшем сокращении дистанции.

Образование устойчивого и достаточно полного образа формы, но без различения мелких деталей. Завершающая фаза формирования образа формы.

Законы организации перцептивного образа

adminСтатьи Перцептивная организация – объединение отдельных элементов стимульного поля в законченные конфигурации. Механизм выделения фигуры из фона, восприятия формы предметов. Важнейший фактор интерпретации ощущений.

Законы или принципы ПО.

  • Закон вхождения без остатка: конфигурации образуются с включением в них всех имеющихся элементов.
  • Закон близости: близко расположенные элементы объединяются.
  • Закон сходства: сходные элементы объединяются.
  • Закон хорошей линии:
  • Закон замкнутости: как целое воспринимаются элементы, имеющие тенденцию к замыканию.
  • Закон общей судьбы: движущиеся в одном направлении предметы воспринимаются как целое.

Вопрос 21: Восприятие формы.

Фигура и фон. Двойственные изображения.

Ответ: То, что определяет какой-либо предмет как целое, выделяя его из окружающих предметов, это — форма. Воспринять и опознать предмет – это прежде всего воспринять и опознать его форму.

Фазы становления субъективного образа формы по мере сокращения дистанции наблюдения: Нерасчлененное, бесформенное пятно. Это восприятие предмета на предельно далекой дистанции. В образе фиксируются лишь грубые пропорции предмета и его локализация в пространстве.

«Мерцающая форма». Неустойчивое отражение общих особенностей формы. Происходит при сокращении дистанции.

Видится то многоугольная форма, то овальная, например. Грубое различение основных деталей объекта, в частности, резких перепадов контура.

Принцип изоморфизма К.Коффка ВОСПРИЯТИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТТЕОРНЮ * В этой части своей работы я приведу ряд экспе­риментов из различных областей, которые показы­вают плодотворность нашей концепции.

Промежут­ки аб, б«, вг, изображенные на рис.

1, отличаются от промежутков аа, бб, ев, хотя те и другие принадлежат одному объекту — «изгороди».

Пытаясь описать это различие, мы обнаруживаем одну очень яркую осо­бенность восприятия. Белые промежутки аб, бе, вг об­разуют часть общего белого поля, тогда как осталь­ные белые промежутки ограничиваются областями, за-ключенными между соответствующими черными линиями; они не выходят за пределы этих областей и не образуют части окружающего белого поля.

Опыт­ные наблюдатели могут даже описать кривые, замы­кающие эти белые полосы, которые кажутся слегка изогнутыми внутрь.

Таким образом, мы видим, что белая поверхность нашего рисунка, хотя объектив­но она всюду однородна, дает начало двум различ­ным феноменам: в одном случае она выступает в виде ограниченных «полос», тогда как в другом распрост­раняется на все остальное поле. Для обозначения этого различия у нас есть два выразительных слова: первый феномен мы называем фигурой, второй — фоном, понимая при этом, что фигура как таковая вообще невозможна без фона. з г A a б б ев Рис.1 Обратимся к нашей «изгороди».

Мы обнаружи­ли, что белые промежутки, относящиеся к фигуре, замкнуты, в то время как такие же промежутки, при­надлежащие фону, — нет, хотя объективно никаких замыкающих линий нет ни в том, ни в другом слу­чае.

Перцептивная организация. Законы перцептивной организации Законы перцептивной организации

Принцип изоморфизма К.Коффка ВОСПРИЯТИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТТЕОРНЮ * В этой части своей работы я приведу ряд экспе­риментов из различных областей, которые показы­вают плодотворность нашей концепции.

Промежут­ки аб, б«, вг, изображенные на рис. 1, отличаются от промежутков аа, бб, ев, хотя те и другие принадлежат одному объекту — «изгороди».

Пытаясь описать это различие, мы обнаруживаем одну очень яркую осо­бенность восприятия. Белые промежутки аб, бе, вг об­разуют часть общего белого поля, тогда как осталь­ные белые промежутки ограничиваются областями, за-ключенными между соответствующими черными линиями; они не выходят за пределы этих областей и не образуют части окружающего белого поля.

Опыт­ные наблюдатели могут даже описать кривые, замы­кающие эти белые полосы, которые кажутся слегка изогнутыми внутрь. Таким образом, мы видим, что белая поверхность нашего рисунка, хотя объектив­но она всюду однородна, дает начало двум различ­ным феноменам: в одном случае она выступает в виде ограниченных «полос», тогда как в другом распрост­раняется на все остальное поле. Для обозначения этого различия у нас есть два выразительных слова: первый феномен мы называем фигурой, второй — фоном, понимая при этом, что фигура как таковая вообще невозможна без фона.

з г A a б б ев Рис.1 Обратимся к нашей «изгороди». Мы обнаружи­ли, что белые промежутки, относящиеся к фигуре, замкнуты, в то время как такие же промежутки, при­надлежащие фону, — нет, хотя объективно никаких замыкающих линий нет ни в том, ни в другом слу­чае.

Законы организации перцептивного образа

Строчка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадается на единицы в соответствии со значениями отдельных слов.

Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет. Очевидно, мы накладываем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а не врожденной перцептивной организации.

Смысловая организация не ограничивается словесным материалом. Рис.3. Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептивную организацию (обсуждение см.

в тексте). Изображения на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства читателей — просто некое скопление форм и линий.

Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата с собакой, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», они сразу превращаются в понятную организацию. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства.

Были сформулированы принципы (законы организации), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания.

Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа.