Образы детей в романе преступление и наказание

Образы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание


Когда муж умер, Катерина Ивановна осталась одна с тремя малолетними детьми. «Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Муж…в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер….

И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском…» У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена — и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский:

«старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике»

(Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля). Дети были плохо одеты: Полечка была одета в

«ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен»

, и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.

Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы:

«…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает»

. В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского:

«безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза»

.

Образы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание (стр. 1 из 2)

«Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Муж…в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер….

И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском…» У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена — и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский: «старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике» (Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля).
Дети были плохо одеты: Полечка была одета в

«ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен»

, и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.

Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы:

«…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает»

.

В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского:

«безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза»

.

Образы детей и их роль в романе Достоевского ‘Преступление и наказание’

«Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Муж…в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер….

И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском…» У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена — и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский:

«старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике»

(Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля).

Дети были плохо одеты: Полечка была одета в

«ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен»

, и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.

Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы:

«…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает»

.

В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского:

«безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза»

.

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников переживает за судьбу чужих детей. После смерти Мармеладова он первым делом беспокоится о будущем Полечки, Коленьки и Лидочки.

Раскольников видел в какой нищей обстановке они выживали.

Жалость к детям, попытки помочь им характеризуют главного героя как человека с добрым сердцем, с благородными порывами души. Описывая бедственное положение детей, Достоевский затрагивает тему несправедливости, раскрывает проблему «униженных и оскорбленных». Питер в то время – непригодная среда обитания для подрастающего поколения.

Дети вынуждены терпеть унижения, просить милостыню, выживать в ужасных условиях, вместо того, чтобы наслаждаться беззаботным периодом своей жизни. Достоевский Петербург – это распивочные на каждом углу, постоянные разбои, темные и страшные закоулки. Детская душа погибает в таком месте.

Так, образ ребёнка – крайне важен в романе Достоевского «Преступление и наказание». Дети в произведении открывают глаза на острые социальные проблемы, заставляют задуматься об общественном устройстве. Также по отношению персонажей романа к ребенку можно увидеть их важные душевные качества.

Такие, как доброта, милосердие, сострадание, неравнодушие к судьбе других людей, готовность прийти на помощь в трудный момент, жертвуя собой (Соня ради чужих детей была вынуждена пойти «по жёлтому билету»). Метки: 15.02.2017 Автор: Guru · Published 15.02.2017 · Last modified 07.03.2017 18.05.2020 Автор: Guru · Published 18.05.2020

Образы детей и их роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Так их описывает Ф.М.Достоевский: «старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике» (Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля).

Дети были плохо одеты: Полечка была одета в

«ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен»

, и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.

Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы:

«…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает»

. В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского:

«безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза»

. Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон.

Она пожертвовала собой ради других.

«И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену»

.

AlfaSoch — сочинения

В романе есть не только образ ребенка, но и представители этого возраста – дети Мармеладовых.

Они робки, беззащитны, все время чего-то бояться. Эти дети представляют собой чистоту, которая в дальнейшем может стать грязью и позором. Образ ребенка в снах Свидригайлова возникает два раза. Первый раз мы видим образ мертвой девочки в пустом доме. Образ этой девочки – воспоминание Свидригайлова, призрак загубленной им души.

Я думаю, что у этого образа есть еще одна сторона. Ребенок представляет собой похороненную навсегда хорошую сторону Свидригайлова. Второй раз образ ребенка возникает в другом сне Свидригайлова, когда ему снится, что он увидел внизу гостиной маленькую девочку, сбежавшую из дома, потому что она разбила чашку матери.

Буквально на глазах Свидригайлова маленький ребенок теряет свой детский образ и из ангела превращается в дьявола. Это был бердовый сон, но, возможно, именно в нем Свидригайлов увидел свое превращение.

Это было быстро прокручено перед ним как кино, которое показало жизнь его души. В реальности этот процесс мог длиться несколько лет, а может, несколько минут. Я считаю, что образ ребенка есть еще в одном герое этого романа, хотя открыто он там не появляется.

Этот образ появляется иногда в Разумихине. Я так считаю, потому что Разумихин ведет себя расковано, много говорит. Он ребенок, большой ребенок, который взрослеет буквально на глазах.

За время суда над Раскольниковым, образ ребенка затух в Разумихине окончательно. Зачем же был нужен образ ребенка в этом романе?

Образы детей и их роль в романе Достоевского «Преступление и наказание»

«Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского.

Какова его роль? Он был нужен для полноты психологической картины романа.

Муж…в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер…. И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском…» У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена — и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский: «старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике» (Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля).

Дети были плохо одеты: Полечка была одета в

«ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен»

, и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.

Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы:

«…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает»

. В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского:

«безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза»

.

Образ ребенка в рассказе М.

Горького «Девочка» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Литература.

Литературоведение. Устное народное творчество»

Достоевский. Горьковское восприятие творчества и личности Достоевского было очень сложным и многоаспектным. [4] Во многом Горький полемизировал с Достоевским, причём как в публицистике, так и в художественных произведениях.

Но творческая полемика вовсе не исключает перекличек в осмыслении тех или иных проблем, и доказательством тому может служить сопоставление детских образов в произведениях этих писателей. В данной работе мы рассмотрим образы девочек в рассказе Горького «Девочка» и в романе Достоевского «Преступление и наказание», в частности в сне Свидригайлова. Оба произведения реалистически отражают самые негативные стороны действительности, что определяет угнетающую атмосферу.

Это подчеркивается при помощи колоритных деталей пейзажа. В рассказе М. Горького перед нами краткая экспозиция:

«Однажды вечером, усталый от работы, я лежал на земле у стены большого каменного дома — печального, старого здания; красные лучи заходящего солнца обнажали глубокие трещины и наросты грязи на стене его»

[7, с. 94]. Это и описание места действия, и символика, сразу вводящая читателя в суть повествования: авторская интенция в этом произведении подобна лучу печального закатного солнца, высвечивающему «трещины» и «наросты грязи» на душе ребёнка.

В романе же Ф. М. Достоевского сон Свидригайлова предваряется коротким и гнетущим по своему эмоциональному воздействию пейзажем: «Холод ли, мрак ли, сырость ли, ветер ли, завывавший под окном и качавший деревья.

Ветер хлынул неистово в его каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо.» [8, с.

$AlexLat$

Когда муж умер, Катерина Ивановна осталась одна с тремя малолетними детьми. «Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Муж.в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер.

И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском.» У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена — и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский:

«старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, .с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике»

(Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля). Дети были плохо одеты: Полечка была одета в

«ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен»

, и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.

Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы:

«.Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает»

. В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского: «безответная она, и голосок у ней такой кроткий. белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,.

Образы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание (стр. 2 из 2)

В этом проявляется его стремление помочь «униженным и оскорблённым», то есть тем людям, которых он хотел осчастливить с помощью денег старухи-ростовщицы Алёны Ивановны. Именно сострадание и боль за «униженных, оскорблённых» и несчастных (их собирательный образ олицетворяет зверски убиваемая беззащитная лошадь) мы видим во сне Раскольникова.

Он беспомощен в образе ребёнка во сне и в этом видит свою беспомощность и в реальном жестоком мире.

Ещё одно значение сна Родиона Раскольникова заключается в том, что мы понимаем, что душа Раскольникова уже в детском возрасте (ведь он видит себя ребёнком) протестует против преступления, против жестокости и против самоутверждения человека за счёт других, а Миколка именно хотел похвалиться своей силой, своей могущественностью: «…Не трожь!

Моё добро! Что хочу, то и делаю.

Садись ещё! Все садись! Хочу, чтоб непременно вскачь пошла!.» Фамилия Раскольникова говорящая.

Его душа расколота отсутствием веры в Бога на две половины. Это доказывают его слова. Он говорит: «Да, может, и бога-то совсем нет».

В одной и вызревает его теория о «тварях дрожащих и право имеющих», идея проверки себя, попытка почувствовать себя «Наполеоном».

Вторая половина – словно душа другого человека, сострадающего и помогающего «униженным и оскорблённым», протестующего против несправедливого устройства общества, мечтающего совершить тысячи добрых дел.